История развития рынка интернет-рекламы
Мировой рынок интернет-рекламы вырос с 0,4 млрд. долларов в 2000 году до 45-60 млрд. в 2010 году – а это означает, что сегодня больше 10% всей рекламы размещается именно в Сети. Анализ сложившейся ситуации позволяет предположить, что в 2012 году интернет-реклама захватит не менее 15% мирового рекламного рынка, а инвестиции в нее достигнут приблизительно 150 млрд. долларов в год.
О текущем положении и дальнейших перспективах рекламы в Сети Вам расскажут следующие статьи «Обзор текущего состояния рынка интернет-рекламы» и «Перспективы интернет-рекламы», а сейчас мы перейдем к 1971 году – когда все еще только начиналось.
В начале был… спам
В 1969 году возник прообраз Интернета, сеть ArpaNET. Через 2 года появилась электронная почта – и Сеть сразу же стали использовать как средство рекламы: первой онлайн-рекламой была именно почтовая рассылка – привычный каждому современному пользователю спам.
Факт
Слово «спам» восходит к торговой марке «SPAM» («SPiced hAM» — острая ветчина), навязчиво рекламировавшейся в США после Второй мировой войны. В 1986 г., когда некий Дэйв Родес наводнил конференции Usenet одинаковыми сообщениями с описанием финансовой пирамиды, кто-то сравнил его рекламные методы с недоброй памяти ветчиной – и за словом «spam» прочно закрепилось новое значение («массовая рассылка ненужной информации»).
Чуть позже в Сети стали активно пользоваться средствами директ-маркетинга – товары и услуги рекламировались в процессе живого общения в конференциях.
Появление медийной рекламы
В 1994 году были заложены основы современной медийной рекламы – компания AT&T разместила на сайте HotWired первый в мире баннер (надпись размером 468х60 pix гласила: «А Вы уже нажимали сюда? Вы нажмете!»).
Развитие профессиональной онлайн-рекламы
Между тем начинали отрабатываться методы организации рекламных кампаний в Сети: наиболее современные студии веб-дизайна стали предлагать своим клиентам уже не только разработку, но и своего рода раскрутку сайта.
В этом не было ничего общего с современными технологиями продвижения сайта по трафику с привлечением на них целевой аудитории – на дружественных разработчику ресурсах просто размещался оговоренный объем баннерной рекламы. Это действительно привлекало на новый ресурс кое-какую аудиторию – но незначительную и случайную.
Разумеется, многих заказчиков такие результаты не удовлетворяли, и они самостоятельно искали подходящие сайты для размещения своей рекламы. Спрос обеспечил предложение – в Сети начался бурный рост количества рекламных площадок. А с ростом конкуренции в этой сфере для многих стало очевидным, что самостоятельная раскрутка сайтов чаще всего не дает результатов.
В этой ситуации на рынке стали появляться компании, специализирующиеся на профессиональной раскрутке сайтов.
Реклама в поисковых системах
Вскоре IT-специалисты и специалисты по рекламе разглядели потенциал поисковых систем, которые уже стали самыми посещаемыми веб-ресурсами в мире. Как следствие, в 1995-1996 году в США впервые стала предлагаться принципиально новая услуга – продвижение сайтов в поисковых системах. А в 1997 году Билл Гросс выдвинул, запатентовал и реализовал идею продажи рекламных ссылок, которые бы показывались пользователям вместе с результатами их поиска – так появилась контекстная реклама.
Переход к современному состоянию рекламного рынка
Таким образом, к 1997 году рынок интернет-рекламы принял привычный нам вид. В дальнейшем, разумеется, происходило непрерывное развитие технологий – появлялись средства таргетирования (адресации рекламы строго целевой аудитории), сбора точной статистики (сегодня можно отследить эффективность использования каждого цента, вложенного в рекламу в Сети) и т.п. – однако основные направления (медийная, контекстная реклама, почтовая рассылка, директ-маркетинг и продвижение сайтов) сохранились.
Русский вариант
В Россию все тенденции мирового рекламного рынка приходили с некоторым опозданием. Так, первая оплаченная реклама на русскоязычных сайтах появилась в 1996 году (пионерам – сайтам simplex и СовИнфоБюро – за этот революционный шаг досталось 113,17 и 98,44 долларов соответственно). Впрочем, уже в августе была создана рекламная сеть «Спутник».
Ее специалистам удалось организовать несколько действительно крупных кампаний баннерной рекламы – и все же «Спутник» был обречен: рекламодатели просто не верили, что у Интернет-рекламы в России есть будущее. Тем не менее, через два с половиной года – в 1999-2000 гг. – крупные агентства онлайн-рекламы уже не были редкостью (успеха добились РА «Манифест», «IMHO», «Два Солнца» и др.).
К 1998 году в России уже активно занимались продвижением сайтов в национальной доменной зоне, а в 2001-2002 были запущены и основные службы контекстной рекламы – Яндекс.Директ, «Бегун» Рамблера и русскоязычный AdWords от Google.
Экспертам известно, что устойчивый интерес к рекламному носителю возникает в тот момент, когда он способен охватить не менее 12-15% населения – и летом 2005 года совершилось знаковое для развития рекламы в Рунете событие: порог был перейден, и Интернетом стали регулярно пользоваться более 14% россиян.
Как следствие, российский рынок онлайн-рекламы вырос в сотни раз – с примерно 10-15 миллионов долларов в 2003 году до 15 млрд. рублей в 2008 г. Впрочем, о его текущем состоянии мы поговорим в следующих статьях Энциклопедии.
Если Вы хотите узнать об истории рынка Интернет-рекламы больше, Вам помогут специалисты нашей компании – обращайтесь к разделу «Контакты». Вы также сможете узнать цены нашей компании и получить информацию об актуальных спецпредложениях (например, сейчас действует акция «Региональное продвижение сайта от 10 000 р.!»).